Программа, в рамках которой Вы можете услышать истории Малой Морской улицы «Про рейдерский захват, скандальную балерину и первый троллейбус. Истории Малой Морской улицы»

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

     


Программа, в рамках которой Вы можете услышать истории Малой Морской улицы «Про рейдерский захват, скандальную балерину и первый троллейбус. Истории Малой Морской улицы»


МАЛАЯ МОРСКАЯ УЛИЦА

 

В ноябре 1704 года была заложена Адмиралтейская судостроительная верфь. По этому поводу в походном журнале Петра I появилась запись: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен"

 

Город шагнул через  Неву, начав осваивать ее левый берег, здесь, на левом берегу, вблизи Адмиралтейства, появилась Морская слобода. Две Морские слободы позже превратились в Морские улицы – Большую и Малую, которые не имели ничего общего с первыми улочками слобод, застроенными во времена оны одноэтажными домиками.

Малая Морская улица проходила по границе эспланады. Первоначально она была просто дорогой, ведущей от Морской слободы до Адмиралтейской верфи. Здесь селились морские офицеры и работники верфи, а так же те, кто был связан с дворцовым комплексом. Здесь жили представители среднего класса, более обеспеченные облюбовали Миллионную, а нижние чины из работников верфи, селились на Большой Морской.

 

Название известно с 1731 года. Несколько раз название менялось, но, ни Большая Луговая, ни Новая Исаакиевская, ни Луговая Адмиралтейская, ни другие названия не прижились, и в 1820 году историческое название - Малая Морская - закрепилось за улицей почти на сто лет.

Дома на Малой Морской строились только по четной стороне. И именно отсюда начиналась Гороховая улица и Невский проспект. Небольшие деревянные или мазанковые одноэтажные домики с палисадниками маленькими оконцами смотрели на Адмиралтейство и Гороховую улицу.

 

Но крепость в центре города оказалась невостребованной, как и Петропавловская. К середине 18 века стало понятно, что сохранять Большой Луг нецелесообразно. В 1760 году был создан проект застройки кварталов Южной части луга.

На Малой Морской улице всего 24 дома. Точнее 23, потому как дом Вавельберга (на углу Невского и Малой Морской) занимает два участка.

Эта красивая небольшая улочка имеет богатую историю. После того, как на участках бывшего Адмиралтейского луга было разрешено строительство, Малая Морская стала застраиваться с нечетной стороны. Достаточно быстро деревянные домики были вытеснены каменными зданиями, но улица еще не была такой, какую мы с вами знаем.

 

Менялись владельцы, архитектурные стили согласно ветреной моде заставляли владельцев «переодевать здания в новую одежку». На месте патриархальных небольших домиков вырастали многоэтажные, доходные дома. И в каждом доме (большом или маленьком) рождалась, и часто, к счастью для нас, сохранялась своя история. Первые, петровские и постпетровские, здания не сохранились, и даже сведений о  владельцах домов того времени осталось очень мало. Но и тех историй, что сохранили современные дома, хватит на маленькую книжную полку, на которой стояли бы не только небольшие книжицы, но и большие, полновесные тома.

На углу Малой Морской и Невского стоят дома, которые в пушкинское время выглядели совершенно иначе. Их можно увидеть на панораме Садовникова.

 

ДОМ № 1

 

Угловой дом № 1 (справа) по Малой Морской улице, или № 9 по Невскому, как и соседний 7-й,  принадлежали художникам братьям Семену и Сергею Берниковым. Впрочем, владели этими зданиями братья недолго, владельцы менялись один за другим, не внося существенных перемен в облик дома, пока участок, а точнее три (по Невскому проспекту – дома №№ 7, 9; по Малой Морской - №№ 1, 3), не купил молодой банкир Михаил Ипполитович Вавельберг. Он то и построил в начале Невского проспекта здание для банкирского дома Вавельбергов.

 «Сундук для денег», или «Денежное палаццо», как быстро окрестили здание петербуржцы, построено по проекту архитектора М. М. Перетятковича.

 

Согласитесь, эта громада, как броненосец, вставший на якорь в начале Невского проспекта, сильно выбивается из общего облика главной магистрали Северной столицы, даже сейчас, когда мы уже свыклись с этой громадой, а как воспринимали здание люди, привыкшие к устоявшейся панораме Невского проспекта? Вопрос.

Тем не менее, здание интересное: это не просто огромной куб из темно-серого гранита, в нем есть и свое тяжеловесное изящество, и мощь, и достаточно деталей, которые стоят внимания.

 

ДОМ № 2 (на панораме Садовникова – дом слева) В 1802 – 1804 годах для именитого гражданина Томаса Сиверса был построен 4-х этажный доходный дом. Сменив нескольких владельцев, дом был куплен купцом 1-й гильдии Александром Ивановичем Трейбергом. 

В 1898-1900 гг. доходный дом был перестроен Леонтием Бенуа, который изменил все фасады (а ведь дом выходит на 3 улицы), надстроил 5 этаж. В доме имелся лифт – редкое новшество для того времени. Все его фасады имеют свое лицо, и рассматривать их можно долго. Одно плохо, увидеть его во всей красе можно только рано утром, когда нет машин и пешеходов.

 

И самое главное, этот дом интересен не только архитектурой, но и знаменитыми жильцами.  Так, в 1880-1881 годах в меблированных комнатах третьего этажа  жил И. С. Тургенев, а в 1899 году одну из квартир этого дома занимал В.И. Немирович-Данченко. Помнят старые стены квартиры 13 и Н.И. Вавилова.  Выдающийся биолог и генетик жил в этом доме с 1928 года до 1940, когда ученого арестовали. Вынесенный смертный приговор Вавилову отменили, но в свою квартиру на Малой Морской он не вернулся.  После трех лет, проведенных в камере смертника, ученый, всю жизнь занимавшийся проблемой продовольствия, умер в 1943 году от истощения в саратовской тюрьме(посмертно реабилитирован).

 

В 1944 году в 13-ю квартиру въезжает Наталья Дудинская – тридцатилетняя балетная царица Кировского театра. По ее воспоминаниям, когда театр вернулся из эвакуации, Дудинской предложили на выбор несколько адресов. В квартире на Гоголя ее пленили огромные окна с венецианскими стеклами. Наталья Дудинская – классическая советская балерина - стала легендой еще при жизни. Она обладала огромным авторитетом и в театре, и в Хореографическом училище до последних дней. Ленинград ее боготворил! И не только за волшебство танца. Наталья Михайловна осталась в Ленинграде, раз, за разом отказываясь от лестного предложения переехать в Москву. Мужественный город, переживший блокаду, оценил ее верность и преданность Ленинграду и ленинградцам. В доме № 2 по Малой Морской, она прожила почти 60 лет.

Памятные доски с именами Вавилова и Дудинской установлены на доме со стороны Малой Морской улицы.

 

Дома часто «рассказывают» о своих жителях, и даже о событиях, свидетелями которых они были. Иногда люди вспоминают о своем жилище, а писатели и поэты посвящают им строки своих произведений.

Но встречаются дома, которые рассказывают не о своих обитателях, а о себе. О себе, как здании. Таков дом № 4 по Малой Морской улице.

 

ДОМ № 4

 

На углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка в доме 4/1 в начале XIX века был построен дом, который помнил Александра Сергеевича Пушкина. Здесь располагался «Отель да Пари», в ресторане которого не раз бывал поэт. На акварели В.С. Садовникова «Панорама Невского проспекта» (годы создания 1830-1835гг) можно увидеть, как выглядело это здание. В 1913 году архитектором Веревкиным Н.Н. дом был надстроен двумя этажами. На фотографии 1915 года  он выглядит уже более внушительным. Но сейчас его облик совсем другой.Во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба, практически срезавшая угол дома. И восстановлен он уже был в том виде, который знаком сейчас нам — со срезанным углом.

Восстановление здания началось уже в 1945 году, а до этого, еще во время блокады, разрушенную часть дома скрыли фанерной декорацией. Интересно, что эту декорацию разработали архитекторы (Рубаненко Б.Р. и Фомин И.И.), которые позже  и восстанавливали здание.

 

ДОМ № 10

 

Особняк на углу Гороховой и Малой Морской не без оснований называют домом Пиковой дамы: здесь в 30-е годы XIX века в «доме старинной архитектуры» доживала свой век (буквально век, 1741–1837) княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая одним из прототипов пушкинской героини. 

«Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» - 7 апреля 1834 года, из дневника Пушкина.

 

Удивительная женщина - Наталья Петровна Голицына — обладала сильным мужским характером. Весь Петербург приезжал к ней по средам на поклон. Кажется, что княгиня в своих цепких руках держала весь петербургский свет.

«Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

Не исключено, что и Грибоедов написал эти строки о Наталье Петровне.

 

Однажды на вечере в Зимнем дворце Голицыной представили графа Александра Чернышева, одного из членов следственной комиссии по делу декабристов. Рассказывали, что «княгиня не ответила на почтительный поклон первенствующего царского любимца и резко сказала: “Я не знаю никого, кроме одного графа Чернышева – того, который в Сибири”» (декабрист Захар Чернышев, внучатый племянник княгини, был осужден на каторгу).            

По иронии судьбы после смерти Голицыной в 1837 году (она лишь на полгода пережила Пушкина) ее дом был куплен казной и в качестве служебной резиденции предоставлен военному министру Чернышеву.

 

ДОМ № 13

 

Первое строение на этом участке появилось в 1773 году. Дом тогда был двухэтажным, а первым документально зафиксированным владельцем – купец Ф. И. Пестерев. Ну, как водится, дом продавался и перепродавался не один раз. В 1825 году, возможно перестроенный, он так же оставался двухэтажным, но высокий цокольный этаж делал его практически трехэтажным. В 1833 году в доме  № 13 открылось почтовое отделение № 5 – одно из первых в городе.

 

Следующий владелец  и снова перестройка. На этот раз архитектор Г. А. Боссе надстроил дом на один этаж. Все шло своим чередом, пока очередной  новый владелец – купец 2-й гильдии Федор Иванович Ротин -  не купил этот дом.  При нем дом был надстроен 5-м этажом, отстроены новые флигели, полностью изменена внутренняя планировка и отделка. Находившийся в старом доме третьесортный трактир стараниями нового владельца превратился в популярный ресторан.

 

И хотя в 1916 году здание стало собственностью страхового общества «Саламандра», в исторических справочниках он упоминается, как «Дом Ротина». Дом знаменит не только первоклассным рестораном «Вена», но и знаменитыми жильцами, среди которых композитор П. И. Чайковский и балерина Галина Уланова. О них напоминают памятные доски, установленные на фасаде здания по Малой Морской улице.      

   

ДОМ № 11

 

Дом К. И. Шмита для Торгового дома "Штоль и Шмит" был построен  в 1879 – 1881 гг. архитектором  В. А. Шретером.

Благородный фасад, венецианские окна, высокий аттик, изящные фонари – настоящее палаццо, построенное с использованием редких материалов, предназначалось для фирмы, торговавшей красильными и аптечными товарами. Раньше такие предприятия называли москательными лавками. Правда, эта «лавка» была весьма и весьма солидной.

 

Архитектор Виктор Шретер соединил в одном здании и магазин, и товарные склады, и благоустроенные квартиры для рабочих и служащих. И сделал это так удачно, что еще при его жизни в знак особого отличия на фасаде была установлена доска с именем автора.

 

В 1959-1960 гг. здесь находилось конструкторское бюро, разрабатывавшее уникальные приборы, и завод "Геологоразведка", производивший их. На этом же заводе был изготовлен вымпел, доставленный советским космическим аппаратом на Луну.

 

ДОМ №16

 

Здание построено архитектором А. Робеномв 1850-х годах для балерины Екатерины Александровны Телешовой, ученицы Дидло. Еще ученицей театрального училища Телешова начала танцевать на петербургской сцене. После окончания ее принимают солисткой в труппу петербургского Большого Каменного театра, где вскоре она занимает ведущее положение. В 1827 году Екатерина Александровна получила звание придворной танцовщицы. Ее покровителем и фактически гражданским мужем был граф генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович.

 

В Екатерину был влюблен А.С. Грибоедов, тогда офицер гусарского полка. Ей он посвятил стихотворные строки:

«О кто она? - Любовь, Харита...

Иль пери для страны иной

Эдем покинула родной,

Тончайшим облаком обвита?

И вдруг — как ветр её полет!

Звездой рассыплется, мгновенно

Блеснет, исчезнет, воздух вьет

Стопою свыше окрыленной…».

Карл Брюллов пригласил ее позировать для картины Итальянка у фонтана (картина находится в частной коллекции в немецком городе Киле).

 

В 1987—1997 годах в подвале дома № 16 располагался театр «Приют Комедианта».

 

ДОМ № 17

 

Дом купца Кизеля (дом № 17) самый старый дом на Малой Морской улице  был построен после пожара 1737 года, и принадлежал он тогда купцу Юге. Каким он был в то время неизвестно. А тот, что мы видим сейчас – каменный, трехэтажный, мало изменился после возведения в 1760 году для купца Конрада Кизеля. В доме был большой зал, который первый домовладелец купец К. Кизель сдавал для различных собраний и представлений.

 

Около пяти лет в нем собирались представители иностранной колонии, образовавшие в 1770 rоду Английское собрание (Английский клуб). К концу 1771-го число членов клуба достигло уже двухсот пятидесяти человек, в прежнем помещении стало тесновато, а посему был снят и второй этаж за общую плату в тысячу рублей. Английское собрание помещалось в доме Кизеля до 1774 г., после чего сменило адрес, на более «поместительный» дом графа П. А. Бутурлина у Красного моста (Мойка, 54/18).

 

В 1772 году здесь было открыто первое Музыкальное общество

В 1820-х гг., дом этот перешел во владение придворного музыканта Лепена,   В 1917 году, дом этот еще оставался в роду Лепенов и принадлежал виноторговцу Генриху Лепену.

 

С июля 1833 по июль 1836 года во флигеле этого дома снимал квартиру на 3 этаже Николай Васильевич Гоголь. Квартира Гоголя в доме Лепена, расположенная во дворе, состояла всего из двух небольших комнат, куда надо было подниматься по темной лестнице. Этот адрес он подарил Хлестакову: посылая письмо Тряпичкину зарвавшийся чиновник, называл адрес:

«в доме № 97, поворотя на двор в третьем этаже направо»

Здесь Гоголь написал Старосветские помещики, Невский проспект, Ревизор. Отсюда в 1836 году Гоголь уехал в Италию.

 

 10 июля 1902 года по случаю 50-летия со дня смерти Гоголя Малая Морская была переименована в улицу Гоголя.

 

В 1909-1931 гг. здесь располагалось Общество художников им. А. И. Куинджи.

АВТОР СТАТЬИ:  Елена Асташкевич
ФОТО: Елена Асташкевич