ПОТАЕННОЕ СУДНО

Программы, в рамках которых Вы можете увидеть "Потаенное судно" 
Пешеходная экскурсия "Сестрорецк, Разлив, Дубки и Зощенко..."
Паромное путешествие по озеру Разлив: Сестрорецк - Шалаш - Сарай

ФОТОГАЛЕРЕЯ

     

   


БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- любителям истории;
- интересующимся историей Петербурга и окрестностей.

Памятник открыт в 2009 году
Адрес: Петровская наб., 1 Сестрорецк


НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
- конструкцию макета (предполагаемая модель);
- мемориал, посвященный подводникам;
- озеро Разлив.


РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСМОТРУ:
Увидеть "Потаенное судно" можно в любое время, территория открыта. Возможен осмотр в рамках некоторых экскурсий по Сестрорецку.


Программы, в рамках которых Вы можете увидеть "Потаенное судно":
Пешеходная экскурсия "Сестрорецк, Разлив, Дубки и Зощенко..."
Паромное путешествие по озеру Разлив: Сестрорецк - Шалаш - Сарай


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

11 февраля 1720 года крестьянин подмосковного села Покровское-Рубцово, плотник казенной верфи Е. П. Никонов подал царю челобитную о постройке военного судна, которое «будет ходить в воде потаенное».
***
В начале XVIII в. на Адмиралтейской, Галерной и „партикулярной" верфях новой столицы России Санкт-Петербурга было очень людно и шумно.
Со всех концов везли в город на Неве лучшие материалы для строительства и снаряжения флота.
Судьбы десятков тысяч морских и адмиралтейских служителей, а также работников, мастеровых и „приписных" крестьян были прочно связаны со всенародным делом создания отечественного военно-морского флота.
Неудивительно, что в то кипучее время выявлялись самоучки-самородки, которыми так богата всегда была русская земля. Эти одаренные люди, побуждаемые патриотическими устремлениями, направляли всю силу своего пытливого ума и таланта на создание флота.
Осенью 1718 г., когда многие „приписные" плотники возвращались с „государевых работ", по московским посадам пошел слух, что какой-то простой крестьянин из подмосковного села Покровское-Рубцово придумал некое „потаенное" судно, пригодное для плавания под водой. Звали того крестьянина Ефим Прокопьев Никонов.
Ефим Никонов, как и его отец, слыл опытным плотником. Вероятно, он был в числе тех крестьян, что по указу царя принимали участие в работах на судостроительных верфях. Очевидно, при работе там у него и зародилась мысль о создании подводного судна.
Прошло, может быть, немало времени, пока Никонов решился открыть односельчанам свою идею. Однако изобретателя никто не понял и не поддержал, его высмеяли и отругали, окрестив „никчемным выдумщиком".
Прошел почти целый год. За это время мысль о возможности построить „потаенное" судно была настолько продумана и обоснована, что изобретатель уговорил местного стряпчего Литвинова „за малую мзду" написать „доношение с челобитной", которую подал на имя Петра I.
В челобитной Никонов, жалуясь на притеснения и „всяческое поругание" со стороны „людей чиновных, дьяков и старост", клятвенно заявлял:
„Сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно".
В том же доношении было указано, что придуманное судно „будет ходить в воде потаенно". Челобитная на государево имя писалась в том случае, если ее автору что-либо было известно о деле государственной важности. Чиновники обязаны были немедленно о челобитных доносить царю. Если оказывалось, что „челобитчик" зря побеспокоил государя, его строго наказывали. На все возможные кары Ефим Никонов шел сознательно, уверенный в пользе своего изобретения. Вот почему он писал, что ручается за судно „под потерянием своего живота, ежели будет неугодно"!
Челобитная простого крестьянина дошла до царя. Прозорливый Петр I сумел сразу оценить эту замечательную, необычную идею и те важные преимущества, которые может получить молодой русский флот в борьбе с могущественными шведской и иными иностранными армадами, если удастся осуществить идею Никонова.
Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург. Во время долгой секретной беседы изобретатель подробно доложил царю о сущности своей идеи и о том, как он предполагает ее осуществить. Петр внимательно выслушал объяснения Никонова.
Самодержавный кораблестроитель, видимо, убедился в гениальности проекта этого неграмотного крестьянина и поверил в возможность его осуществления. Он приказал изобретателю никому не разглашать свою идею и, „таясь от чужого глаза", немедленно приступить к строительству опытного образца „потаенного" судна, чтобы проверить в нем возможность людям „дух переводить" (дышать под водой).
Не зная грамоты, не имея административных навыков, новый мастер „потаенных" судов, однако, с рвением взялся за работу. Он старался оправдать доверие Петра I.
Известно, что в 1721 году судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаенного судна большого корпуса».
В 1724 году, поздней весной Петр I распорядился произвести испытание „потаенного" судна. Помимо плотников и иных адмиралтейских работников на Галерном дворе собрались корабельные мастера и подмастерья, знатные люди, ответственные чиновники, адмиралы, капитаны. Прибыл на строительную площадку и сам Петр I. „Потаенное" опытное судно по его сигналу было осторожно спущено на воду.
Ефим Никонов поклонился всем присутствовавшим, отвесил самый низкий поклон Петру I, а затем, перекрестившись и оглядев всех вокруг, спустился в свое „потаенное" судно. Закрыв плотно входную крышку, он начал погружаться под воду.
Неожиданно судно сразу провалилось на глубину и ударилось о твердый грунт. Испытание чуть было не закончилось катастрофой. От удара о грунт повредилось деревянное днище судна, нарушилась герметичность его корпуса, и „потаенное" судно стало быстро наполняться водой, грозя погубить своего строителя. К счастью, присутствовавшие на испытании под руководством Петра I быстро организовали помощь и успели вытащить судно вместе с Ефимом Никоновым на берег. Изобретатель был не столько напуган, сколько огорчен постигшей его неудачей.
Об этом случае в одном из документов сохранилась следующая запись: „В 1724 году на Галерном же дворе, при его величестве, в этом же судне опускиван в воду (Ефим Никонов) и при спуске у того судна повредилось дно и затем не действовало и вынято на берег…"
Эта непредвиденная авария снова вызвала злорадные насмешки со стороны многочисленных недоброжелателей Ефима Никонова из числа влиятельных чиновников, окружавших Петра I. Однако Петр I это сразу заметил и добрым словом ободрил приунывшего мастера „потаенных" судов, приказал ему исправить повреждение, посильнее укрепить корпус судна и приготовить его к новым испытаниям. Одновременно Петр I объявил всем присутствовавшим, в том числе корабельным мастерам, чтобы изобретателю „никто конфуза в вину не ставил".
Снова дни и ночи напролет проводил Ефим Никонов в сарае-мастерской, расположенной недалеко от построенного судна, сам ремонтировал повреждение, вместе со своими мастеровыми укреплял и совершенствовал опытное „потаенное" судно.
Одна из интересных идей Ефима Никонова – „огненные трубы" - по-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Изобретатель хотел вооружить новым видом оружия свое судно и рассказал об этом Петру I. По указанию Петра 17 августа 1724 г. Адмиралтейств-коллегия вынесла решение:
"В Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии"
Работы продолжались еще некоторое время, и 9 марта 1725 г. Никонов рапортом на имя президента Адмиралтейств-коллегий генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина доложил: ,,…потаенное судно на пробу сделал".
Апраксин сообщил об этом рапорте на заседании Коллегии и дал указание, чтобы новое испытание „потаенного" судна было произведено в апреле того же года, когда „…лед на Неве скроется".
Видимо, в середине апреля повторное испытание опытного судна состоялось также в ночное время, как и первый раз. Во время испытания Ефим Никонов трижды погружался в своем судне под воду, но каждый раз был вынужден всплывать на поверхность, о чем свидетельствует запись в одном из сохранившихся документов:
„…пробовано ж трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждениями за течью воды".
Петр I не дожил до этого испытания, и некому было защитить проект и талантливого самоучку.
Работы прекратилась, «потаенное судно» а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае, а изобретателя Никонова Адмиралтейств-коллегия разжаловала в рядовые "адмиралтейские работники" и сослала в отдаленный Астраханский порт.

АВТОР СТАТЬИ:
Елена Асташкевич
ФОТО: Елены Асташкевич
ИСТОЧНИКИ:
Быховский Израиль Адольфович «Петровские корабелы»
Дыгало Виктор Ананьевич «Откуда и что на флоте пошло»